Китайская экономика и влияние на рост акций в Европе

Рейтинг самых лучших платформ с бинарными опционами за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место, лидер рынка на протяжении 4х лет! Бесплатное обучение для новичков. Заберите свой бонус за регистрацию:

Замедление роста китайской экономики: причины и влияние на мировые рынки

Экономика Китая в 2020 году показала самый медленный рост за последние 28 лет. Больше всего рост замедлился в четвертом квартале 2020 года.

Сегодня Китайская Народная Республика опубликовала данные о росте экономики в 2020 году. Несмотря на хороший рост в 6,6%, о котором большое число стран может только мечтать, тем не менее это самый низкий показатель для Китая с 1990 года. Хуже всего дела шли в последнем квартале прошлого года, когда экономика выросла на 6,4%.

Одна из причин замедления – торговое противостояние с США. По подсчетам Wall Street Journal, экономика Китая недополучила 8,6% из-за конфликта между обеими странами. Тогда как в 2020 году именно благодаря торговле экономика получила дополнительные 9%. По словам заместителя директора научно-исследовательского центра китайского правительства Ванга Йиминга, в случае, если правительство США введет все запланированные тарифы на китайскую продукцию, это может снизить рост экономики Китая на 1,5% в этом году.

Инициатива президента КНР Си Цзиньпина, которая реализуется последние три года, о контроле долга и снижении финансовых рисков, привела к сокращению займов со стороны муниципалитетов и бизнеса. По сравнению с 2020 годом, когда инвестиции в основной капитал выросли по сравнению с предыдущим годом на 7,2%, в прошлом году рост инвестиций составил уже 5,9%. Стимулирующие меры, принятые Китаем в конце последнего квартала 2020 года, еще не успели возыметь своего эффекта.

Правительство страны четко дало понять, что основным приоритетом 2020 года для Китая будет борьба со снижением экономических показателей. В декабре Си Цзиньпин отметил, что дальнейший рост экономики страны должен оставаться «в разумных пределах». По словам советников правительства Китая, в марте на ежегодной сессии Законодательного собрания будет объявлено, что рост Китая необходимо сохранить в пределах 6-6,5%. Это означает небольшую рекалибровку цели «около 6,5%», которая была установлена в прошлом году, передает WSJ.

Как ситуация и прогноз Китая влияют на другие рынки

Начиная с последнего кризиса 2008 года, экономика Китая стремительно набирала обороты: если в 2008 году доля страны от мирового производства составляла 12,2%, то в 2020 году эта доля составила уже 18,3%. По этому показателю Китай обогнал США в 2020 году.

Несмотря на то, что далеко не все компании ведут торговлю с Китаем, тем не менее замедление роста во второй экономике мира в итоге скажется на всех. По прогнозам Всемирного банка, в случае снижения роста экономики Китая до 6%, индекс мировых акций MSCI All Country World Index потеряет более 3%, что снизит общий рост заработка на акцию (EPS) до 7,1%.

Несмотря на данные о снижении роста экономики Китая за 2020 год, азиатские индексы сегодня находятся преимущественно в зеленой зоне. Фьючерсы на европейские индексы указывают на то, что биржи в Европе начнут неделю с небольшого снижения.

Какого брокера бинарных опционов выбрать?
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место, лидер рынка на протяжении 4х лет! Бесплатное обучение для новичков. Заберите свой бонус за регистрацию:

Рынок акций и развитие экономики в Китае

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.05.2020 2020-05-14

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Аибиэкэ А. Рынок акций и развитие экономики в Китае // Молодой ученый. — 2020. — №19. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/archive/205/50318/ (дата обращения: 21.03.2020).

В статье проведено исследование взаимосвязи между рынком акций и развитием реальной экономики для того, чтобы выяснить различные каналы, посредством которых финансовые рынки способствуют экономическому росту. Изучение этих отношений для китайской экономики, самой быстрорастущей и крупнейшей развивающейся экономики в мире, показало, что на современном этапе влияние фондового рынка на экономический рост Китая недостаточно эффективно, что демонстрирует необходимость дальнейшей либерализации рынка акций для реализации потенциала его роста. Это необходимо для укрепления защиты инвесторов, повышения прибыльности и возврата инвестиций на рынке.

Ключевые слова: фондовый рынок, биржа, экономический рост, инвестиции, риски.

Влияние рынка акций на развитие экономики уже давно является предметом научных дискуссий, которые, чаще всего, сосредоточены на растущих посреднических ролях и функциях фондового рынка в продвижении ликвидности; мобилизации и распределении сбережений; формировании информации для потенциальных инвестиций и распределения капитала; мониторинге организаций; осуществлении корпоративного контроля; диверсификации инвестиционных рисков. Хорошо известно, что финансовый рынок имеет жизненно важное значение для экономического роста, поскольку он является важным источником мобилизации в противном случае бездействующих сбережений в экономике и превращения их в полезный и производительный капитал. Однако, с другой стороны, когда экономика растет, она генерирует излишки, что подпитывает рост финансового сектора. Следовательно, направление причинности между развитием финансовых рынков и экономическим ростом остается двунаправленным и открытым для постоянного изучения [7].

Многие исследователи придерживались мнения, что, изменяя качество этих функций, существование рынков акций может влиять на темпы реального экономического роста. Существуют разные взгляды. Например, Liang и Teng утверждают, что, уменьшая неопределенность, увеличение ликвидности может снизить показатели экономии, чтобы негативно скажется на экономическом росте [2]. Wang J, с другой стороны, утверждает, что выпуск акций является относительно небольшим источником корпоративных финансов [5]. Stiglitz считает, что ликвидность на фондовом рынке не будет стимулировать мотивы к расходованию ресурсов для получения информации; наоборот, адекватно функционирующий фондовый рынок быстро выявит информацию через изменения цен, а эффективное публичное раскрытие уменьшит стимулы для сбора информации [4].

Исследования показывают, что информационная асимметрия может позволить разрозненным акционерам эффективно влиять на корпоративное управление. В дополнение к теоретическим спорам эмпирические исследования также показывают неоднозначные результаты в зависимости от условий конкретной страны. В связи с чем изучение влияния рынка акций и развития экономики в Китае, наиболее динамично развивающегося современного государства, представляется весьма актуальным. Объектом исследования в настоящей статье является рынок акций, а предметом — совокупность организационно-экономических отношений в процессе его воздействие на возможности экономического роста в Китае.

Цель статьи состоит в идентификации закономерностей и основных возможностей развития экономики Китая за рынка акций и разработка рекомендаций по повышению эффективности данного процесса. Для раскрытия цели настоящего исследования целесообразно: проанализировать основные этапы развития фондового рынка Китая; выявить ключевые тенденции экономического роста в разные периоды; сформулировать направления повышения эффективности влияния рынка акций на китайскую экономику.

Фондовый рынок Китая был создан в начале 1990-х годов, когда Китай впервые начал приватизацию своих государственных предприятий в 1990-х годах для того, чтобы использовать давление на рынке капитала для повышения эффективности государственных предприятий. Чтобы позволить компаниям привлекать капитал, была создана двухуровневая структура собственности, и до 2001 года отечественные инвесторы могли покупать только акции А, в то время как иностранные инвесторы могли иметь акции B (первые измеряются в юанях, а последние — в иностранной валюте, в частности, долларах). Несмотря на сегментацию рынка капитала, рынок акций быстро развивался и стал неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры Китая. С 17 февраля 2001 года китайское правительство разрешило продавать B-акции отечественным инвесторам, а квалифицированным иностранным институциональным инвесторам также разрешено торговать акциями A. Помимо этих институциональных изменений, китайское правительство инициировало «реформу неторгуемых акций» в 2005 году [6].

До 2005 года было продано только треть акций, а остальная часть, не подлежащая торговле, удерживалась государственными компаниями, общая рыночная капитализация рынка акций не превышала 1 триллион долларов США до 2006 года. В течение этих лет фондовый рынок переживал различные скандалы и спекулятивные сделки. Поскольку он был небольшим, сегментированным с других мировых финансовых рынков и встроенным в финансовую систему, полностью отличающуюся от той, которая была в США.

Ряд событий за последнее десятилетие изменили картину и сделали фондовый рынок Китая важным элементом мировой финансовой системы [6, 7, 8]:

Во-первых, ВВП Китая в 2020 году увеличился более чем в три раза и составил больше 11 триллионов долларов, что делает его экономической сверхдержавой наравне с США в области покупательной способности [3].

Во-вторых, его рынок акций вырос более чем в пять раз почти до 7 триллионов долларов в рыночной капитализации, став вторым по величине в мире (рис. 1).

Рис. 1. Рыночная капитализация Топ-10 фондовых рынков мира, трлн долл. США [1]

В то же время количество списков листинга увеличилось более чем в два раза и составило около 3200, так как малые и средние предприятия, представленные на Шэньчжэньской фондовой бирже с 2004 и 2009 гг., открыли каналы капитала для более мелких и предприимчивых фирм, наряду с крупными и зрелыми компаниями. Кроме того, реформа структуры разделения акций в 2005 году позволила разблокировать неторгуемые акции, а торгуемая доля в 2020 году составляла более 75 % от общей суммы.

В-третьих, Китай стал крупнейшим инвестором в мире, общий объем инвестиций в основной капитал достиг 5 трлн. долл. США по сравнению с 3,7 трлн. долл. в США и 1 трлн. долл. в Японии в 2020 году, в результате чего эффективность системы распределения капитала стала предметом глобального интереса [3].

В-четвертых, долговой кризис в отношении используемых для финансирования посткризисных стимулов Китая путем расширения банковского и теневого банковского сектора, вызвал озабоченность по поводу стабильности и эффективности финансовой системы, что сделало рынок акций Китая важным альтернативным каналом финансирования, как источник акционерного капитала для компаний, возможности инвестиций для домашних хозяйств и агрегатор информации о корпоративных перспективах для использования в процессе принятия управленческих решений. В результате рынок акций Китая стал центром глобального внимания во время взлета и падения фондового рынка весной и летом 2020 года, сдерживая повышение процентных ставок Федеральной резервной системы США и создавая турбулентность на мировых финансовых рынках.

Учитывая эти события, можно предположить заметное влияние рынка акций Китая на его экономику, но многие исследования указывают на негативную взаимосвязь между реальным развитием фондового рынка и реальным ростом ВВП в Китае в долгосрочной перспективе и в краткосрочной перспективе. Это подтверждает аргумент о том, что развитие фондового рынка в развивающихся странах обычно не способствует позитивному росту экономики. Китай все еще находится в переходном периоде в сторону рыночной экономики. Но до сих пор правительственные вмешательства на фондовом рынке создают дисбаланс на рынке и приводят к его сегментации. Кроме того, эта отрицательная связь является доказательством так называемого существования нерационального поведения на фондовом рынке и пузырей в финансовом секторе Китая. Также существует наличие ненаблюдаемых культурных или институциональных факторов, которые определяют существование и характер взаимоотношений между фондовыми рынками и реальной экономикой.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на интенсивное развитие рынка акций в Китае, его влияние на экономику еще не очень велико. Это связано с тем, что Китай является очень большой страной, а фондовый рынок по-прежнему составляет лишь небольшую часть всей экономики, а этого недостаточно для того, чтобы оказать измеримое влияние на общие экономические показатели страны. Помимо этого, негативное влияние фондового рынка на экономику можно объяснить специфическими институциональными характеристиками китайской экономики в период исследования. Так, китайское правительство пытается стимулировать инвесторов к использованию возможностей спекуляции на фондовом рынке, для чего, например, Народный банк Китая, объявил об увеличении процентной ставки в конце 2020 года.

Более того, правительство воспользовалось этой возможностью для запуска системы регистрации, чтобы на фондовом рынке можно было перечислить большое количество не прибыльных МСП. Фактически конечной целью правительства является содействие экономическому развитию за счет создания вкладов гражданских лиц в качестве фонда развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно видеть, что процветающий китайский рынок акций является каналом, который правительство использовало для достижения своих целей, а не реального отражения экономического роста. Во-вторых, явление, которое произошло на этот раз в Китае, можно отнести к иррациональному процветанию, которое относится к функционированию рынка, но обусловлено менталитетом государственной политик, а не нормальным рыночным развитием. В целом, нерациональное процветание финансовых рынков часто подразумевает сокращение реальной экономики. А проблема нерационального процветания приводит к появлению финансовых пузырей. Таким образом, фондовая биржа вместо предоставления дополнительного источника финансирования для государственных и частных предприятий становится источником нерациональной и спекулятивной деятельности, подрывающей ее эффективность. Для повышения позитивного влияния рынка акций на китайскую экономику необходима дальнейшая либерализация фондового рынка и сокращение вмешательства государства в процессы его функционирования, что способно привести к положительному влиянию на экономический рост в Китае в будущем.

Китайская экономика и влияние на рост акций в Европе

В условиях социалистического планового режима в инновационной системе Китая доминировала линейная, иерархичная модель создания инноваций, предполагавшая четкое разделение труда. Правительство выступало здесь в качестве координатора, а государственные исследовательские институты играли главную роль в инновационном процессе. В период с 1950-х до начала 1980-х годов НИИ создавались на разных административных уровнях для решения различных задач. Самые важные из них, такие, как Китайская академия наук (КАН), находились на высшем, национальном уровне. Фундаментальные исследования в основном осуществлялись КАН и некоторыми крупнейшими исследовательскими университетами — Пекинским и Синьхуа. Кроме того, введении отраслевых министерств находились сотни промышленных НИИ, осуществлявших прикладные

исследования и разработки. Региональные государственные научные центры занимались разработками, отвечавшими нуждам регионального развития.

Сектор высшего образования играл второстепенную роль, дополняя деятельность исследовательских институтов. Большинство университетов в то время не занималось научной деятельностью. Многие специализированные университеты фокусировались на удовлетворении потребностей в технологиях и образовательных услугах строго определенных отраслей — легкой промышленности, металлургии, полиграфии и др.

Роль промышленных предприятий в плановой инновационной системе была весьма ограниченной. Они, как правило, не участвовали в исследованиях, ограничиваясь производством и реализацией продукции. Лишь некоторые крупные государственные предприятия обладали собственными научными лабораториями, в которых в основном выполнялись экспериментальные разработки.

При анализе столь четкого разделения труда возникает вопрос: каким образом выводились на рынок новые технологии и произведенная продукция? Эту задачу брало на себя государство. Основным инструментом политики служили планы экономического и научно-технологического развития на очередной год и пятилетку. Долгое время сфера науки и технологий играла стратегическую роль не только в преодолении дефицита товаров и услуг, но и в укреплении военной мощи Китая. Приоритет получили несколько крупных национальных проектов, в которых были задействованы тысячи ученых и инженеров из множества различных НИИ, университетов, промышленных предприятий и медицинских учреждений со всей страны. Проекты осуществлялись в рамках хорошо отлаженной системы с жестким разделением труда, что позволило создать ядерное оружие, искусственный инсулин, осуществить некоторые другие крупные открытия. Так формировалось впечатление колоссального успеха, пусть и достигнутого путем ощутимых затрат.

Несмотря на успехи в отдельных приоритетных направлениях, инновационная система в целом была недостаточно эффективной. Предприятия ориентировались на рост производства, практически не имея стимулов к повышению эффективности своей деятельности или увеличению рентабельности, и не уделяли внимания защите прав интеллектуальной собственности. Исследовательские институты и университеты получали финансирование от государства, а результаты проводимых ими исследований представлялись в виде отчетов и находили ограниченное применение в промышленности.

В 1950-1970-е годы Китай активно закупал иностранные технологии, большей частью в СССР, Германии и Японии. Эти технологии заложили фундамент химической, автомобильной, сталелитейной, текстильной и других отраслей китайской промышленности. Задача многих промышленных исследовательских институтов в тот период в основном сводилась к адаптации импортных технологий. С целью их замещения и экономии валютных резервов осуществлялись инкрементальные инновации, в том числе и на базе самих импортных технологий.

В 1970-е годы в Китае был создан ряд новых отраслей промышленности. В это время Южная Корея провозгласила собственный путь развития с приоритетами в автомобилестроении, информационно-коммуникационных технологиях и сталелитейной отрасли. Китайские компании на протяжении многих лет отставали в этих секторах от корейских по причине зависимости от импорта технологий и слабой способности к восприятию знаний. Многие китайские предприятия оказались в своеобразном штопоре: «импорт — отставание — новый импорт — еще большее отставание».

В плановой инновационной системе практически не было места для инициативных исследований. Доля фундаментальных работ была небольшой, оставаясь на уровне примерно 5% от общих затрат на исследования в 1995-2005 годы. После начала экономической реформы в 1978 году сфера науки и технологий в Китае открылась для рыночной конкуренции. Реформа преследовала две цели: построить систему финансирования, основанную на конкуренции, и сформировать новую, гибкую модель управления НИИ для обеспечения более эффективной коммерциализации результатов их деятельности.

В связи с этим началось сокращение прямого финансирования государственных НИИ и усиление его диверсификации с привлечением средств из других источников. Подобная политика, нацеленная на инновации и коммерциализацию технологий, оказывала все большее давление на ученых, приводя к появлению краткосрочных исследовательских проектов, требовавших немедленной финансовой отдачи.

Чтобы ускорить коммерциализацию результатов научных исследований, государство поощряло НИИ и университеты к созданию дочерних компаний, стимулируя ученых к более активной коммерческой деятельности. Был сформирован новый институт — технологический рынок, призванный содействовать трансферу технологий от создателей к потребителям. Кроме того, с целью поддержки развития высокотехнологичных компаний по всей стране были созданы особые экономические зоны.В 1990-х годах, после более чем десяти лет реформ, все еще сохранялся значительный разрыв между научной деятельностью государственных исследовательских центров и потребностями экономики. Между тем государственная система претерпела значительные трансформации. Большинство отраслевых министерств было упразднено. Новым структурным вызовом стал вопрос о дальнейшей судьбе промышленных НИИ, ранее находившихся в их подчинении. К концу 1998 года Государственныйсовет принял решение о трансформации 242 научно-исследовательских институтов национального уровня в технологические предприятия либо агентства по оказанию технологических услуг. Это означало, что доминированию государственных НИИ в инновационной системе Китая положен конец, а на первое место вышли промышленные предприятия. С 2000 года на долю последних приходится более 60% общего объема исследований и разработок (табл. 5)

Табл. 5 — Доли основных субъектов инновационной системы в затратах на исследования и разработки (проценты)

Однако исследовательские институты и университеты все еще играют важную роль в передовых научно-технологических разработках. К тому же они по-прежнему привлекают больше талантливых ученых, чем предприятия.

Вследствие функционального разделения труда в течение длительного периода времени в Китае сложилось множество барьеров на пути трансфера знаний из НИИ и университетов на предприятия. Однако в ходе экономической реформы, под давлением сильной конкуренции и различных институциональных изменений, связи между реальным сектором и наукой за последние 20 лет значительно укрепились. Государственным НИИ и университетам предоставлено право создавать дочерние компании для непосредственной коммерциализации технологий. Такой механизм позволил им теснее интегрироваться в экономическую деятельность. При помощи дочерних компаний они смогли привлекать дополнительные финансовые ресурсы, частично компенсирующие сокращение бюджетного финансирования. Деятельность этих фирм для высокотехнологичных отраслей национальной экономики чрезвычайно важна, несмотря на то что их доля в промышленном секторе Китая невелика (табл. 6.).

Табл. 6 — Дочерние компании университетов

Число дочерних компаний

Общий доход (млрд. юаней)

Прибыль (млрд. юаней)

Дочерние компании предоставили многим ученым из НИИ и университетов прекрасные возможности для доступа к рыночным знаниям. Политика по поощрению создания подобных предприятий привела к появлению успешных высокотехнологичных компаний. Среди них — Lenovo, возникшая в недрах Академии наук, и BeidaFounder при Пекинском университете, которые сейчас занимают лидирующие позиции в отрасли информационно-коммуникационных технологий Китая. То же самое касается и большинства китайских биотехнологических фирм, в частности ShenyangSunshinePharmaceuticalCo. Ltd., BeijingShuangluPharmaceuticalCo. Ltd. и AnhuiAnkeBiotechnologyCo. Ltd., созданных исследователями из числа бывших сотрудников НИИ. Государственные институты и университеты начали проводить исследования для промышленного сектора на контрактной основе. Такая услуга оказалась чрезвычайно полезной, поскольку инновационные возможности многих компаний, особенно малых и средних, достаточно ограниченны. Аутсорсинг научно-технологической деятельности в НИИ и университеты стал неотъемлемой частью стратегии развития промышленных предприятий. Их доля в финансировании университетских научно-исследовательских работ в 2004 году достигла 38% (табл. 7.)

Табл. 7 — Структура финансирования науки в Китае

Общий объем средств на науку и технологи (млрд. юаней)

Всего (млрд. юаней)

Всего (млрд. юаней)

Около 26% расходов промышленности на науку и технологиипоступило в университеты в 2004 году.

Совместные публикации научных работ учеными и представителями промышленности — еще один важный индикатор связи науки и производства. По различным причинам, в том числе связанным с защитой прав на интеллектуальную собственность, публикационная активность промышленных компаний обычно невысока. Однако из таблицы 8 видно, что ученые, работающие в университетах, во многих случаях выбирают в качестве соавторов инженеров или исследователей с промышленных предприятий.

Табл. 8 — Научные статьи, выполненные в соавторстве университетскими работниками и представителями промышленности: 2000-2001 гг.

С позиций результативности научных затрат инновационный потенциал китайских компаний сравнительно невысок. В основном он реализуется в виде инкрементальных и редко — радикальных инноваций. Этим и объясняется тот факт, что большинство патентов, полученныхкитайскими компаниями, относится к категории промышленных образцов или полезных моделей, а доля патентов на изобретения невелика (табл. 9.). К тому же значительно различается качество патентной активности местных и иностранных фирм.

Табл. 9 — Патенты, полученные в Китае, по видам

Патенты на изобретения

Патенты на полезные модели

Патенты на промышленные образцы

Несмотря на значительное усиление роли рынка, государство по-прежнему занимает заметное место в развитии китайской инновационной системы. Например, правительственные учреждения на различных уровнях в той или иной степени все еще контролируют земельные ресурсы, крупные инвестиционные проекты, строительство инфраструктуры и доступ к рынкам определенных стратегических секторов промышленности и сферы услуг, в частности автомобилестроения и финансовых услуг. Что касается инноваций, национальные программы по исследованиям и разработкам, различные долго- и краткосрочные планы являются важными инструментами влияния государства на научно-технологическое развитие Китая. Для поддержки инновационной деятельности в Китае разработана система национальных программ по исследованиям и разработкам.

Помимо этого существует Национальный инновационный фонд (INNOFUND) для наукоемких малых и средних предприятий (бюджет — около 0.5 млрд юаней в год), а также Национальный научный фонд, специализирующийся преимущественно на поддержке фундаментальных исследований. В целом значение национальных программ не сводится лишь к финансированию. Университеты и НИИ отдают приоритет государственным проектам, в них задействованы многие талантливые исследователи. Национальными программами руководствуются и многочисленные региональные и отраслевые фонды при выборе объекта для финансирования.

Китайское правительство практикует применение различных инструментов политики для поощрения инновационной деятельности, поддержки трансфера технологий и коммерциализации результатов научно-исследовательских работ. В числе наиболее важных из них — создание особых зон и инкубаторов для поддержки высокотехнологичных отраслей. Эта политика стартовала в конце 1980-х годов на базе американского опыта Силиконовой долины. На общенациональном уровне существуют 53 зоны развития высоких технологий, первая из которых — Чонггуанкун — основана в Пекине в 1988 году. Политика их формирования предполагает:

создание стабильно функционирующей инфраструктуры с тем, чтобы высокотехнологичные зоны выступали в роли площадок для инновационной деятельности и взаимодействия между субъектами инновационной системы;

предоставление разнообразных льгот, прежде всего налоговых, благоприятствующих развитию высокотехнологичных фирмсоздание новой модели управления по принципу «маленькое правительство, но большие услуги» для уменьшения трансакционных издержек;

формирование кластерной структуры с целью более активного взаимодействия компаний и укрепления сотрудничества между ними.

В последние два десятилетия такие зоны быстро росли и расширяли спектр своей деятельности, что усиливало их роль в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности Китая. Здесь сосредоточено более 90% высокотехнологичных фирм и инкубаторов. Значительная их часть — дочерние фирмы университетов и государственных НИИ плюс новые частные компании и фирмы с участием иностранного капитала. В 2004 году в указанных зонах было произведено добавленной стоимости на сумму более 550 млрд юаней, что составило около 8.8% ВВП. Их экспорт оценивается в 82.4 млрд долл. США — почти 12% общего объема экспорта китайской промышленности.Правительство предпринимает ряд мер по укреплению прав интеллектуальной собственности и содействию коммерциализации результатов научной деятельности:

Разрешена коммерциализация интеллектуальной собственности, созданной в рамках финансируемых государством научно-исследовательских проектов.

Стала возможной передача университету или НИИ — исполнителям работ прав на интеллектуальную собственность, возникшую в результате реализации финансируемых государством научно-исследовательских проектов, вместо того чтобы превратить ее в принадлежащие государству нематериальные активы.

С 1998 года индивидуальные инвесторы, участвующие в государственных научно-исследовательских проектах, в случае их успешной реализации имеют право на получение роялти в размере до 35% лицензионных платежей при трансфере научных результатов. Национальный план развития науки и технологий в средне- и долгосрочной перспективе на 2006-2020 годы определяет текущую рамочную политику Китая в этой области. Наиболее интересный его элемент — декларируемое намерение представляет объявленное в плане намерение усилить «независимые» (локальные) инновации.

Почему же именно локальные? Во-первых, рост экономики Китая все сильнее зависит от иностранных технологий и фирм с участием зарубежного капитала. С 2000 года доля таких предприятий в высокотехнологичном экспорте превысила 85%. Тем не менее, политика «рынка технологий» не привела к автоматической и быстрой передаче знаний и технологий от иностранных компаний к китайским вопреки надеждам чиновников и ожиданиям местных субъектов инновационной системы.

Во-вторых, культура имитации и копирования распространена не только в разработке продуктов и дизайне, но и в области научных исследований. Это значит, что Китай остро нуждается в инновациях на базе национальных центров знаний и интеллектуальной собственности.

В-третьих, высокие показатели роста китайской экономики, достигнутые за последние 20 лет, не станут стабильными без изменения стратегии развития. Для того чтобы гарантировать устойчивый рост, Китаю в ближайшем будущем необходимы, в частности, энергосберегающие и экологически чистые технологии, новые управленческие навыки и организационные практики.Для реализации стратегии локальных инноваций предусмотрены три направления политики.

Первое. Правительство планирует увеличить удельный вес затрат на исследования и разработки в ВВП до 2.5% к 2020 году (с нынешних 1.3%). Судя по всему, предполагаемый рост ВВП будет происходить с той же скоростью, что и на протяжении предыдущих двух десятилетий, поэтому увеличение доли исследований и разработок в ВВП подразумевает огромные затраты. Уже сегодня Китай занимает второе место в мире по расходам на науку (по паритету покупательной способности), опережая Японию и уступая лишь США.

Второе. Особую важность для повышения инновационного потенциала имеют различные инструменты фискальной политики. В результате новой налоговой стратегии сумма необлагаемых налогами расходов на исследования и разработки установлена в размере 150%, что эффективным образом представляет собой чистое субсидирование. Помимо этого предполагается ускоренная амортизация научно-исследовательского оборудования стоимостью до 300 тыс. юаней.

Третье. Намечается модернизировать систему государственных закупок технологий. Нынешняя их практика направлена скорее на сокращение расходов, нежели на поддержку локальных инноваций. Новая закупочная политика будет отдавать приоритет местной инновационной продукции по цене и объему.

О глобализации инноваций в Китае свидетельствует растущее сотрудничество между иностранными компаниями и китайскими университетами и НИИ, хотя оно пока находится на начальном этапе. Зарубежным компаниям трудно найти здесь оригинальные идеи и успешные инновационные проекты. Тем не менее, уже сегодня они не покупают готовые проекты, предпочитая использовать существующийнаучный потенциал и имеющееся оборудование. Зачастую приобретаемое за счет госфинансирования, оно, как правило, отвечает высоким стандартам. Это позволяет иностранным компаниям самостоятельно инициировать исследования по заданной ими тематике, адаптируемой в ходе работы к местным условиям.

Значение такого взаимовыгодного сотрудничества не следует недооценивать. Ведь оно не только способствует притоку дополнительных финансовых средств в университеты и НИИ и их оснащению новейшим оборудованием, но и ведет к более серьезным, позитивным эффектам, прямым и косвенным, например, повышается информированность научных учреждений о передовом международном опыте исследований и разработок. Наконец, такое сотрудничество выступает эффективным способом выявления исследовательских групп и персонала с высоким научным потенциалом.

Недавно несколько китайских компаний, в частности в сфере электроники и ИКТ, начали международную научную деятельность путем поглощения иностранных фирм либо создания собственных научно-исследовательских подразделений в странах ОЭСР.

Многочисленные сделки по слияниям и поглощениям в высокотехнологичных секторах с участием китайских предприятий вызвали неослабевающий интерес во всем мире. Одна из главных целей этих акций заключалась в том, чтобы получить доступ к научно-исследовательским активам западных производителей. Кпримеру, сделка между компаниями ТCL и Thompson состояла в покупке китайской стороной научных центров последней в Германии, Сингапуре и США. В свою очередь, Lenovo приобрела исследовательские центры IBM в Японии и США.

Некоторые китайские компании помимо приобретения научных центров осуществили «зеленые» инвестиции за рубежом путем создания новых исследовательских структур. В общей сложности Китай реализует 37 таких проектов, в основном в секторе информационно-коммуникационных технологий; 24 из них в развитых странах-членах ОЭСР.

Табл. 10 — Центры исследований, разработок и дизайна, открытые китайскими компаниями за рубежом

Брокеры бинарных опционов с бонусами за регистрацию:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место, лидер рынка на протяжении 4х лет! Бесплатное обучение для новичков. Заберите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий